Для Bioware разработка Mass Effect: Andromeda с самого начала была попыткой выжать что-то новое из вселенной, созданной в трилогии о коммандере Шепарде. Финал трилогии оказался неоднозначным — многие поклонники первых двух частей ME не оценили третью (и в особенности ее концовку), так что перенос места действия в другую галактику был способом начать жизнь с чистого листа. Отказавшись от сюжетной связи с предыдущими частями, создатели «Андромеды» могли собрать и обновить все лучшее, что было в первых играх, а все плохое оставить позади — что, кстати, вполне соответствует сюжету о людях, отправившихся на поиски новой жизни за два с половиной миллиона световых лет от дома.
Но это, конечно, в теории. На практике у разработчиков была очень тяжелая задача: студии нужно было сделать современную игру, которая, с одной стороны, смогла бы привлечь к вселенной новых игроков, а с другой — удовлетворить заведомо завышенные ожидания старых фанатов. Впрочем, «завышенные», наверное, не лучшее слово — поклонники ждали «Андромеду» со смесью отчетливого предчувствия катастрофы и робкой надежды на чудо.
Чуда, разумеется, не произошло. План разработчиков Bioware постигла та же участь, что и план колонистов, отправившихся к Андромеде: все пошло не так.
Файл "https://rutorgame.com/uploads/posts/2016-11/1478307719_20c3c1b6-72c5-4466-90c0-f0a2b07b29dc.jpg" не найден!
По ощущениям, к задаче по «переносу всего лучшего из Mass Effect» создатели «Андромеды» подошли крайне формально: возьмем исследовательские миссии на вездеходе из первой части, (упрощенную) систему диалогов из второй, мультиплеер из третьей, усовершенствуем механику боя, добавив реактивный ранец, ну и сделаем open world — для современности. В итоге ничего из того, за что по-настоящему любили Mass Effect, в «Андромеде» не оказалось.
Игровой процесс в MEA сильно напоминает другую игру Bioware — Dragon Age: Inquisition (которая тоже, мягко говоря, не стала лучшей игрой в своей серии). В новом Mass Effect меньше бессмысленных квестов на квадратный сантиметр очередной гигантской карты, а бой не так сильно привязан к прокачке, но в целом исследование новых миров выглядит точно так же: от лагеря к лагерю, от аванпоста к аванпосту, от одного древнего монолита к другому (к слову, для игры про колонизацию далеких планет с целью продолжения существования человеческой расы такая механика выглядит более оправданной, чем для РПГ в жанре фентези). В обеих играх геймплей диктует развитие сюжета: и там и там в центре повествования герой с несколько нелепым персональным титулом (в DAI это «инквизитор», в «Андромеде» — «землепроходец» или «следопыт»), который волею судеб умеет взаимодействовать с таинственными аномалиями (в DAI случайно полученное магическое умение позволяет герою запечатывать разрывы между мирами; в MEA герой умеет активировать древние монолиты с помощью встроенного импланта). Этим исключительность главных героев исчерпывается — за ними нет ни истории, ни характера.
Еще хуже смотрятся те моменты, когда «Андромеда» очевидно и даже дословно копирует предыдущие игры Mass Effect — вплоть до таинственных артефактов, разбросанных тут и там древней цивилизацией; пришельцев, для которых низшие расы — генетический материал; и даже ренегада-турианца (ок, турианки) с визором на глазу.
Mass Effect: Andromeda нельзя назвать плохой игрой. Здесь есть довольно занятная история (хотя по накалу она сильно уступает сюжету первых двух игр), есть симпатичные герои (хотя никто из них не дотягивает до персонажей классической трилогии), есть интересные сюжетные находки и связанные с ними квесты. Довольно любопытно, что земляне оказываются в роли пришельцев — моменты в начале игры, когда нужно с помощью сканера изучать тела только что поверженных врагов, напоминают фильмы про инопланетян, высадившихся на Землю, — только с другой стороны. Почти всегда работают линии и сайд-квесты, связанные с исходной диспозицией: колонисты, подписавшиеся на дальнее путешествие, провели 600 лет в заморозке и, проснувшись, очень по-разному справляются с новой реальностью. После первых трех-четырех медленных и тягучих часов «Андромеда» позволяет игрокам самостоятельно определять темп игры, чередуя «сюжетные» и «исследовательские» миссии, а тот самый реактивный ранец и возможность находить укрытие, используя всю окружающую среду, делают бой динамичным и интересным для разных игровых стилей — едва ли не лучше, чем в Mass Effect 3.
Но для того, чтобы сделать «Андромеду» хорошей игрой, этого оказалось недостаточно. В своих лучших моментах MEA кажется слабой копией трилогии о Шепарде — создатели явно подошли к ней с меньшей любовью и вниманием, чем авторы первых игр. После расового разнообразия Млечного Пути (вспомните хотя бы волусов, элкоров и ханаров) Андромеда с ее одинокими обитателями кажется пустынной и одномерной. Пресловутые «моменты морального выбора» выглядят дежурными (по ходу игры вам придется несколько раз принимать условно ответственные решения, но ни по эмоциональной вовлеченности, ни даже по внутриигровой реакции других персонажей эти моменты не сравнятся с миссией на Вирмайре).
В худших своих проявлениях «Андромеда» может быть скучной, глупой и раздражающей. Попытки сделать игру с колоссальной предысторией более доступной для новых игроков оборачивается удивительными напоминаниями вроде «Рокаары — это ангара, которые ненавидят пришельцев. То есть тебя!». Добравшись до очередной древней развалины, герои почему-то снова повторяют одни и те же реплики. Каждый раз при смене локации вам будут показывать одну и ту же заставку. В такие моменты ни красота окружающего мира, ни увлекательность боевой механики не могут отвлечь от сырых диалогов, натужных шуток, многочисленных технических недоработок — и, да, от местами удивительно беспомощной анимации.
<video width="560" height="315">http://youtu.be/tO_-ezQBaZ8</video>
Первые части Mass Effect не были идеальными играми (первая часть, к примеру, использовала штампованные локации, вторая — максимально упростила большинство игровых систем), но все их недостатки с лихвой искупались достоинствами: богатством игрового мира, качеством озвучки, прекрасным юмором и отличным сюжетом. Ничего этого в «Андромеде» не оказалось — или, по крайней мере, не оказалось в достаточном количестве.
Наверное, «Андромеда» и не могла понравиться поклонникам классической трилогии. Но и те, для кого эта игра станет первым знакомством со вселенной Mass Effect, просто не поймут, что в этой вселенной такого замечательного или хотя бы примечательного. MEA оказалась очередной посредственной игрой — к тому же не первой для Bioware. Последние пять лет студия за редким исключением штампует недоделанные, недопридуманные игры, и то, что за основу для новой части Mass Effect взяли механику унылой и громоздкой Dragon Age: Inquisition — отличное тому подтверждение.
И можно даже не гадать, что помешало разработчикам сделать новую игру с нуля — просто времена, когда игры делались с любовью, для Bioware остались в прошлом. Недоработанная анимация на старте — это плохо, но ее можно исправить с помощью патча (первый вышел спустя две недели после релиза, и некоторые очевидные несуразности вылечил). Превратить Mass Effect: Andromeda в хорошую игру не сможет ни один патч.